Духовная прелесть возникает из гордости, а гордость - из тщеславия. О тщеславии так говорят толковые словари:

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

тщеславие ср. Неоправданное высокомерие, кичливость, желание быть предметом почитания.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

тщеславие, -я, ср. Высокомерное стремление к славе, к почитанию.Одержим тщеславием кто-н.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

тщеславие, тщеславия, мн. нет, ср. (книжн.). Пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания. Непомерное тщеславие.

Cловарь синонимов Н. Абрамова

Гордость, горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь, тщеславие, чванство, самолюбие, обидчивость, амбиция, гонор, самомнение; высокомудрие, высокомыслие, высокоумие. Сбить (сшибить) спесь с кого. "О, я ему поспущу жиру!" Гог. Национальная гордость - шовинизм. "Бросьте ваши фанаберии. Поезжайте к исправнику, постарайтесь сойтись с его женой, выражайтесь сдержаннее, теплее". Салт. Ср. Достоинство, Обидчивость и Чванство. Прот. Скромность, Смирение. Гордость считает за собою достоинства; надменность основана на самонадеянности; высокомерие -- на властолюбии; кичливость -- гордость ума; чванство -- гордость знати, богатства, тщеславие -- суетность, страсть к похвалам, спесь -- глупое самодовольствие, ставящее себе в заслугу сан, чин, внешние знаки отличия, богатство, высокий род свой и проч. (Даль).

Так пишет о тщеславии Святитель Игнатий Брянчанинов:

Тщеславие - искание славы человеческой, хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела.

Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы.

Стыд исповедовать грехи свои. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

О многообразном тщеславии

Лествица. Слово 22. О многообразном тщеславии.

1. Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии во особенной главе, и отделять оное от гордости; посему и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь [1]. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостию? Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость конец. Итак, по порядку слова, скажем теперь вкратце о нечестивом возношении, о сем начале и исполнении всех страстей; ибо кто покусился бы пространно о сем предмете любомудрствовать, то уподобился бы человеку, который всуе старается определить вес ветров.

2. Тщеславие, по виду своему, есть изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей не гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие собрания богатства: ибо тот радуется, что будет красть; а сие, что будет расточать.

Подробнее: О многообразном тщеславии

Средство борьбы с тщеславием - скрывать свои добрые дела

Древний Патерик. Глава 8. О том, что ничего не должно делать на показ.

Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что он сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань. Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: о чем плачешь, авва? Старец отвечал им: сейчас пал великий столп Церкви! Это он говорил о молодом монахе. Но пойдите сами к нему, продолжал он, - и посмотрите, что случилось! Ученики идут и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. Увидев учеников Антония, монах говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, - и я надеюсь очистить грех свой и покаяться. Но по прошествии пяти дней он скончался.

Подробнее: Средство борьбы с тщеславием - скрывать свои добрые дела

О тщеславии психолог Вячеслав Боровских (видео)

О тщеславии

Священник Павел Гумеров. "Восемь смертных грехов и борьба с ними. Тщеславие."

Священник Павел Гумеров

Тщеславие – это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны. Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий.

Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность – вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное – в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.

Подробнее: О тщеславии

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо

Святитель Иоанн Златоуст. "Беседы на книгу Бытия".

Святитель Иоанн Златоуст

Потому и Христос, научая нас не гоняться за славою человеческою, после многаго другого, сказал наконец и следующее: горе вам, егда добре рекут вам вси человецы (Лук. VI, 26). Смотри, как Он словом горе показал нам, какое готовится таким людям наказание. Это горе есть плачевное восклицание; как бы оплакивая их, (Христос) говорит: горевам, егда добре рекут вам вси человецы. Заметь точность выражения: не сказал просто человецы, но вси человецы. Добродетельному человеку, идущему тесным и скорбным путем и исполняющему заповеди Христовы, невозможно заслужить от всех людей похвалу и удивление, потому что велика сила зла и вражда к добродетели. Поэтому Господь, зная, что человеку, строго подвизающемуся в добродетели и от Него одного ожидающему похвалы, невозможно пользоваться похвалою и доброю славою от всех людей, называет несчастными тех, которые из-за похвалы людской небрегут о добродетели. Похвала от всех может служить величайшим доказательством того, что (хвалимые) немного заботятся о добродетели. Да и как будут все хвалить добродетельнаго, если он станет исхищать обижаемых от обижающих, терпящих зло от желающих делать зло? Опять, если он захочет исправлять согрешающих и хвалить живущих добродетельно, то не естественно ли, что одни будут его хвалить, а другие - порицать? Поэтому (Господь) говорит: горе вам, егда добре, рекут вам вси человецы.

Не желай, чтобы люди знали твои добрые дела

Святитель Феофан Затворник. "Мысли на каждый день года (Гал. 2, 6-10; Мк. 5, 22-24. 35-6, 1)".

Святитель Феофан Затворник

Воскресив дочь Иаира, Господь "строго приказал" родителям ее, "чтобы никто об этом не знал". Этим нам указано: не ищи славы и уха твоего не изощряй на слышание похвал людских, хоть дела твои такого рода, что их укрыть нельзя. Делай, что заставляет тебя делать страх Божий и совесть, а к говору людскому будь таков, как бы совсем его не было. И за душою смотри: коль скоро она мало-мальски склоняется на эту сторону, возвращай ее к своему чину. Желание, чтоб люди узнали, вызывается желанием похвалы. Когда будет похвала, тогда цель является достигнутою; а это подрывает энергию и пресекает похвальную деятельность, следовательно, и продолжение похвалы. Выходит, что желающий, чтобы люди знали его добрые дела, - сам себе изменник. Что люди хвалят доброе, они дело делают - ибо что хорошо, того как не хвалить? - но ты этого не имей в мысли, и не ожидай, и не ищи. Поблажишь себе в этом - совсем испортишься. Одна поблажка повлечет к другой. Учащение дел одинаковых обратится в нрав, и будешь хвалолюбец. А когда дойдешь до этого, тогда уж не все дела твои будут похвальны, и хваление сократится. За недостатком стороннего хваления, начнется самовосхваление, которое Господь назвал трублением перед собою. Это еще хуже. Душа становится тогда мелочною, гоняется за одной мишурой, и истинного добра не жди уж от нее.

О духе тщеславия

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. "Писания".

Книга одиннадцатая. О духе тщеславия.

Глава 1

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Седьмой подвиг предлежит нам против духа тщеславия — многообразного, разновидного и тонкого, которого едва можно самыми прозорливыми глазами предвидеть и распознать.

Глава 2. Тщеславие искушает монаха не только с плотской стороны, но и с духовной

Ибо оно не только с плотской стороны, как прочие пороки, но и с духовной искушает монаха, поражая ум самым тонким злом. Так что те, которые обольстились плотскими пороками, те сильнее уязвляются тщеславием по поводу духовных успехов, и настолько оно гибельнее при борьбе, насколько скрытнее, если хотим предостеречься от него. Нападение других страстей бывает более явно, открыто, и в каждом из них искуситель, ниспроверженный строгим прекословием, сделавшись слабее, отходит и потом слабее искушает своего победителя. А эта страсть, когда будет искушать душу с плотской стороны (например красивыми одеждами или другими внешними вещами, принадлежностями, преимуществами) и щитом пререкания будет изгнана, то опять, как разнообразное зло, переменив прежний образ и личину, под видом добродетелей старается пронзить и зарезать победителя.

Подробнее: О духе тщеславия

О том, что не из тщеславия должно ревновать о добрых делах

Святитель Василий Великий. "Творения. О подвижничестве".

Святитель Василий Великий

Наипаче должно убегать тщеславия не того, которое удаляет от трудов еще прежде трудов (ибо это было бы меньшее зло), но того, которое лишает венцов по трудах, - этого неодолимого наветника нашему спасению, который под самыми небесными кругами ставит против нас свою засаду и усиливается ниспровергнуть добродетели, пустившие стебли свои даже до неба. Ибо когда видит, что купец благочестия наполнил уже корабль своего разумения всякими товарами добродетелей, тогда, возбудив свою бурю, старается опрокинуть и потопить ладью.

Ибо, убедив ум пловца, поспешающего к горнему Царству, обратить взоры на дольнее и на человеческую славу, внезапно развевает все душевное богатство и, основания добродетели сравняв с землею, ниспровергает труды, досягавшие до небес, доведя до того, что за сделанное нами просим у людей себе награды мы, которым надлежало, устремляя взор к единому Богу и Ему соблюдая в тайне добрые дела свои, от Него Единого ожидать достойного себе воздаяния.

Подробнее: О том, что не из тщеславия должно ревновать о добрых делах

Тщеславие в Библии

Библейское зеркало. Библейский тематический словарь-справочник Б. Геце.

Тщеславные

Люди "обнаруживающие неразумное стремление к почестям (Притч. 21,4),
Выражением лица, очами (Ис. 37, 23). Движениями (Пс. 100, 5; Ис. 3, 16). Одеждой (Ис. 3,16).
Движениями тела, словами (Исх. 5, 2; Дан. 4, 27). Делами (Ис. 13, И; Иер. 13:9,17).
Тщеславные бывают горды и суетны одновременно. В библейском языке тщеславие имеет в большинстве случаев то же значение, что и гордость.

Подробнее: Тщеславие в Библии