Преподобный Лев Оптинский о смирении

Из писем преподобного оптинского старца Льва.

Преподобный Лев Оптинский

Где смирение, там неподалеку и спасение

Вы пребываете не чувствительны, и к молитве холодны, и леностию преодолеваемы. Но, слава Богу, и о сем, что, по крайней мере, сознаете свои немощи и ничтожество. А посему и должны о себе смиренномудрствовать и посмирней мечтать... А где смирение, там неподалеку и спасение!

Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражие не возобладают вами

Терпите от своего нерадения и суесловия потерю душевного интереса. Конечно, вам сам враг воздвигает таковые смущения. Ты пишешь, сказала Наталье таким образом, а она приняла совсем в другом смысле, - что это значит, как не помрачение умов ваших! Отчего она доходила до величайшего смущения; горе мне, все это моих ради грехов содевается! Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражие не возобладают вами.

Смирение - оружие против козней вражиих

На козни вражии одно оружие стоило бы употребить - смирение! Но где же его взять? «В терпении вашем стяжите души ваши» ( Лк., XXI, 19); с самоукорением и взыванием к Богу, яко же убогая вдовица к судии неправедному взывала и получила отмщение, кольми паче Праведный наш Судия и Премилосердый Отец Небесный, не имам ли отмщений от соперника, вопиющего к нему день и нощь.

Смирение - самонужнейшее оружие

Нам, ищущим спасения при исполнении заповедей Божиих, самонужнейшее есть смирение, которое привлекает к нам Божию благодать и освящает все наши действия, а без оного никакие подвиги и труды не могут нам доставить многожеланного мира, который даровал нам Премилосердый создатель, глаголя апостолам: «Мир мой даю вам, мир мой оставляю вам» (Ин., XIV, 27). О всем приносите Богу благодарение, а паче воспоминая великие Его к вам благодеяния и милости.

Любовь возвышает, а смирение пасть не попускает

Посему и надобно смиренным путем идти к Богу и опасаться самонадеяния, от сего то вы лишаетесь и спокойствия, и впадаете в преступления, каких вы описали, что маловажные неприятности производили вам досаду на несколько дней. Ежели вникните в учение св. отец, то ясно увидите сию истину, а учение Господне - «научитесь от мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф., XI, 29) - показывает вам причину вашего беспокойства. Чтобы снискать это сокровище - смирение, надобно, не полагаться на свой разум и силу, о чем довольно выше вам показано.

Понуждайтесь ко смирению

Но, хотя и обуреваема - но отражаешь, побеждаема - но побеждаешь: вы по своему жестокому характеру и последнее здоровье во истощение приводите, и болезнь увеличивается, и прочее, что даже всего и описать не могли.

***

А как мы с тобою от самочиния и от сладострастных действий, ярости и вспыльчивости повредили свое здоровье, а особливо приобрели известный припадок, то таковые, поврежденные, редко до старости маститой доживают, но в цветущих летах смерть их похищает. Сие то мне удивительно, что вы сами себя почитаете за урода, а смириться не понуждаетесь!

Где нет смирения, там презорство и высокомудрие

...Видно, где смирение не обитает, там презорство и высокомудрие пребывает, да осмотримся со тщанием, не запутываем ли мы себя самолюбием и самосмышлением, не нужно ли нам, по апостольскому завещанию, отложить всякую гордость и с терпением теша на предлежащий нам подвиг (Ср. Евр., XII, 1).

***

Смиренный же во всех приключающихся оскорблениях не смущается, но не престает искать спасения душевного.

Если бы мы имели смирение, то никакая сила не могла бы повредить и смутить нас

О! Если бы мы имели смирение, то никакая сила вражия не могла бы повредить и смутить нас. Прочтите послание св. Марка Подвижника на Пасху, где он пишет о сем и увещевает смириться, а св. Григорий Синаит во II-й и III-й главах очень точно вразумляет о попущении, так же у св. Каллиста в 43-й главе о поползновении и о смирении. - Смиряйтесь, понуждайте все свое сердце ко смирению, хотя это и к спасению нашему делается, как мы сами многократно убеждались. По возможности храните молчание уст, и от сего увидите самоукорение. Читайте Марка Подвижника и у Симеона 31 главу почаще.

***

В немощах ваших отлагайте малодушие, прибегая ко Христу Спасителю нашему. Сколько вы не были больны, скорбны, но все сила Божия доселе сохраняет вас; а когда водрузится в вас смирение, то и спокойствие обрящите. Как же достигать сей высокотворной добродетели, поучайтесь у стяжавших сию святых Ефрема и Исаака Сириных, аввы Дорофея, св. Иоанна Лествичника. При случаях, встречающихся с вами, руководствуйтесь учением оных, познавайте свою немощь, и имейте себя под всею тварию. Когда таковая память водрузится в сердцах ваших, то удобнее будете успокаиваться в том, что делается не по-вашему и наносит вам скорбь. Дастся вам и рассуждение, что не без Промысла Божия все сие с вами происходит.