Вера, надежда и любовь - три главнейшие добродетели. Освобождение от прелести связано с их постепенным приобретением.

Так о понятии надежда говорят толковые словари:

Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва (2004):

Надежда Заимств. из ст.-сл. яз., где надежда < *nadědja (dj > жд, ср. исконное надежный — от надежда), суф. производного (суф. -j-) от naděti «положить, поставить» с удвоением корневого d, ср. укр. надія «надежда» без этого удвоения. Надежда буквально — «то, на что полагаются» (ср. надежный — «такой, на которого можно положиться»). См. надеть.


Философский энциклопедический словарь:

Надежда - одна из осн. категорий аксиологии. обращенная в будущее. Н.— радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для человека. В этике христианства Н. (особенно на посмертное воздаяние) наряду с верой и любовью принадлежит к числу гл. добродетелей. Для Канта вопрос “На что я смею надеяться?” — один из трех важнейших вопросов философии (два др.— “Что я могу знать?”, “Что я должен делать?”), ответ на него дает философия религии и культуры. Философия декадентства (Ницше) рассматривает Н. как неумышленный обман. Марксизм, отвергнув религиозное истолкование Н. и не оперируя этим понятием, на деле положил его в основу концепции будущей социальной гармонии. Это правильно почувствовал Блох (“Принцип надежды”). Н.— светлый луч, освещающий человеку путь вперед. Н. в ее подлинно научном содержании — категория философии, обращенной в будущее, каковой и является диалектический материализм.


Так говорит о надежде интернет-энциклопедия "Азбука веры":

Наде́жда – одна из главных христианских добродетелей, есть успокоение сердца в Боге с уверением, что Он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Христианская надежда есть непоколебимое, спокойное и радостное ожидание будущего блаженства.

Надежда имеет своим основанием веру.

«Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим. 8:24-25).

Главным предметом христианской надежды является вечное спасение. Надежда ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги.

Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся.

О надежде в Новом Завете говорится в разных местах. Приведем некоторые из них: надежда от опытности, а опытность от терпения (Рим. 5:4), сохранять надежду должно через терпение и утешение из Писаний (Рим. 15:4), Иисус Христос является надеждой для христиан (1Тим. 1:1), вся тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (Рим.8:19).

https://azbyka.ru/nadezhda

О надежде старец Лев

Симфония к письмам преподобного Льва Оптинского.

Надежда (упование)

Если будем уповать на Бога, ничто не повредит нам

Всеобщий и всезлобный враг диавол, хотя и многие творит подлости нам, но ничто же успеет, ежели мы будем уповать на Бога, помня сие учение: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф., V, 11–12). И хотя есть нечто смущенное в нас, но Господь Всемогущий, поколе сохраняет мое ничтожество, впредь уповаю и вручаю Промыслу Его.

Подробнее: О надежде старец Лев

О надежде старец Иосиф

Симфония к письмам преподобного Иосифа Оптинского.

НАДЕЖДА

Господь да воскресит твою душу от страстей и мир ей подаст. Надежду терять не надо и смущаться не надо. Со страстями всем необходимо бороться, и унывать тут не следует, а надо молиться Богу, просить у Него помощи и терпеть нападки от врага.

Надежда на милосердие Божие - плод покаяния


Надежда на милосердие Божие - плод покаяния, а где смущение и отчаяние, то там не истинное покаяние. Надо больше к смирению прибегать, да чтобы не верила своим слезам, считала бы их за ничто.

Старец Макарий о надежде

Симфония к письмам преподобного Макария Оптинского.

НАДЕЖДА

Я не думаю, что вы полагаете свое спасение в исполнении правил, но предостерегаю вас от сего. И не только не надеяться на правила и на дела, но даже и на духовные дарования, — много и сим были обольщаемы; но на милосердие Божие возлагаться надобно о своем спасении. Надобно и делать, но с великим смиренномудрием.

Полагать же надежду не на свои дела, добродетели и подвиги, но на неизреченную милость Божию и заслуги Спаса нашего Иисуса Христа, без которых никакие наши дела не могли бы нас спасти. А ежели враг наносит смутительные помыслы о грехах и влагает безнадежие, то прибегайте также к заслугам Сына Божия, ибо Он пришел грешников спасти, за них пролил пречистую кровь Свою и взял на Себя всего мира грехи, претерпел крестную смерть. Сие да будет нам надеждою и утешением к получению вечных благ. Все, кои отходят отсюда в вере и надежде будущей жизни и с принятием таинств церковных, веруем, что милость Божия сотворится с ними. Аще что и погрешили в житии сем, то Церковь, мать наша, приносит за них молитвы, при безкровной жертве, церковном богослужении и псалмопении, а также и творимая убогим милостыня о душах их приносит им великую пользу.

Лествица о надежде

Преподобный Иоанн Синайский. "Лествица".

Из слова 30.

28. Сила любви в надежде; ибо надеждою ожидаем воздаяния любви.

29. Надежда есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища.

30. Надежда есть упокоение в трудах, она – дверь любви; она убивает отчаяние, она – залог будущих благ.

31. Оскудение надежды есть истребление любви; с надеждою связаны наши труды; на ней зиждутся подвиги; ее милость Божия окружает.

32. Монах с благою надеждою закалает уныние, мечем первой умерщвляя второе.

33. Вкушение даров Господних рождает надежду; ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений.

34. Надежду разрушает гневливость; ибо упование не посрамит, «муж же ярый неблагообразен» (Притч. 11:25).

О надежде из "Словаря библейского богословия"

НАДЕЖДА

В религиозной жизни народа Божия Н. на счастливое будущее — к к-рому призваны все люди (1 Тим 2.4) — занимает довольно значительное место. *Обетования Божии постепенно открыли избранному народу великолепие этого будущего, к-рое будет не реальностью мира сего, а «*отечеством лучшим, т. е. небесным» (Евр 11.16): «жизнью вечной», в к-рой ч-к будет «подобен Богу» (1 Ин 2.25; 3.2).

Упование на Бога и на Его *верность и вера в Его обетования дают уверенность в осуществлении этого будущего (ср Евр 11.1) и дают возможность как–то предвосхитить его величие. Поэтому верующий и может желать этого будущего, точнее говоря, надеяться на него. Ибо участие в этом несомненном будущем остается субъективно проблематичным, т. к оно зависит от верной и терпеливой *любви, а это требование для греховной *свободы трудно исполнимо. Следовательно, верующий никак не может положиться на свои силы, чтобы достичь этого будущего. Он может только надеяться на него в уповании на Бога, в К-рого он верит, К-рый — и только Он — может дать его свободе способность любить. Укоренившись в вере и уповании, Н. может раскрыться будущему и своим динамизмом вдохновлять всю жизнь верующего.

Т. обр., вера и упование, Н. и любовь представляют собою различные стороны сложной, но единой духовной установки. В евр. языке эти различные понятия часто выражаются словами, происходящими от общих корней; тем не менее корни кавах, яхал и батах выражают преимущественно понятие Н. Переводчики передали его так точно, как могли, по–греч. (ελπίζω, ελπίς, πέποιθα, ύπομένω…) и по- латыни (spero, spes, confido, sustineo, exspecto…). Триада: вера — надежда — любовь установилась вполне ясно только в НЗ, по всей вероятности впервые у Павла (1 Фес 1.3; 1 Кор 13.13; Гал 5.5 сл.).

Подробнее: О надежде из "Словаря библейского богословия"

О надежде из "Сокровищницы духовной мудрости"

Надежда

...Насколько <человек>... возлагает надежду на Бога, во всем касающемся души его и тела, настолько находит Его <Божие> промышление о себе, так что считает себя ниже всей твари, от многих даров Божиих: явных и неявных, душевных и телесных, и, от стыда, как великий должник, отнюдь не может превозноситься в каком-либо деле, ввиду благодеяний Божиих (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 123).

***

...Надежда... рождается от твердой веры, от того, что человек вовсе не заботится о своей жизни или смерти, но все попечение возлагает на Бога... (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 153).

***

Надежда, чуждая попечений, есть жизнь и богатство, невидимое по чувству, но подтверждаемое благоразумием и существом дел. Ибо и земледельцы трудятся, сея и садя; и мореплаватели терпят также многие бедствия, и дети, обучаясь чтению и прочим наукам, но все они имеют в виду надежду, потому и трудятся с радостию, и по видимому теряют готовые вещи, по умственному же — терпят для того, чтобы приобрести больше. Часто имеют и недостаток в том, что намерены посеять. Но, может быть, кто-нибудь скажет: из опыта они научаются, что получают приобретение, а в мысленном (не так); никто не воскрес из мертвых, чтобы научить нас. Это происходит от неопытности в духовных дарованиях и познаниях; и не чудо; ибо неопытные и в прежде упомянутом боятся, пока не испытают. И дети, не понимая пользы от обучения грамоте и прочим наукам, бегут от них, но родители, чувствуя эту пользу, как чадолюбивые, насильно принуждают их, а со временем, когда дети получат опытность, то начинают не только любить науки и принуждающих к ним, но и сами с радостью терпят все за познания, которых достигли. Потому и мы должны прежде с верою и терпением идти и не ослабевать в скорбях, тогда, со временем, познаем пользу совершаемого нами. И так с радостью и веселием будем делать должное без труда (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 28—29).

Подробнее: О надежде из "Сокровищницы духовной мудрости"