Вера, надежда и любовь - три главнейшие добродетели. Освобождение от прелести связано с их постепенным приобретением.

Так говорят о любви толковые словари:

Краткий религиозно-философский словарь:

Любовь - в философских учениях: 1) "влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни" (Вл.Соловьев); 2) у Платона стремление человека к совершенной полноте бытия, к преодолению разрыва небесного и земного миров, стремление "творить в красоте"; 3) у Эмпедокла и др. любовь становится силой космического единения, своего рода "всемирной симпатией"; 4) в христианстве мир мыслится сотворенным любовью Божией и жизнь в нем поддерживаемой ею же; Христос признал высшими в Ветхом Завете заповеди о любви к Богу и ближнему и дал ей новый критерий: "Да любите друг друга, как Я возлюбил вас"(Ин.15.12); это любовь жертвенная, она означает верность Христу и всему, Им заповеданному; эта любовь предстает как решимость полностью отдать себя без остатка в служении Богу и ближнему; "мера любви к Богу - это любовь без меры" (Августин); 5) в этике любовь предстает, с одной стороны, как твердая воля давать другим подлинное благо, а с другой - как одно из нравственных чувств, имеющее нечто общее с жалостью, сопереживанием, благоговением и стыдом; в христианской этике любовь также - высшая из "богословских добродетелей" (См. также: АГАПЕ; ЭРОС)


Философский энциклопедический словарь:

Любовь - в широком смысле стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. Древнеинд. веды и древнегреч. философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная во всем ее стремящемся к распаду обилии сил и форм. Перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода (см. Эротика), с др. стороны, душевно-духовный принцип "платонической любви", свободной от всякого желания обладания. Христианство проповедует любовь между Богом и человеком (сострадательная любовь Бога, почтительная любовь человека), так же как и людей между собой (заповедь христ. любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей - и на друзей, и на врагов). Шопенгауэр рассматривает любовь как равную состраданию. В этике любовь - это "добродетель, личности в отношении к др. личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему... Ибо все, что есть в тебе ценного, выполняет свое назначение тем, что является также ценным "для кого-то"... Любящий дает любимому... новое измерение своей сущности - быть "для него" (в то время как обычно он - только бытие "в себе"). Личная любовь является для личности дополнением к его ценности, приданием смысла его бытию" (Н. Гартман); см. Любовь к дальнему. В теории познания любовь - предпосылка и начало процесса познания (см. Повиновение, Отдавание себя, Объективность). Августин говорит: "Tantum cognoscitur, quantum diligitur" (лат. - "Мы познаем в той мере, в какой любим"); аналогичное утверждают Гете, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно. У Паскаля любовь ("сердце") прокладывает разуму дорогу к вещам и людям. Отношение между любовью и познанием, глубоко проникающее в суть всего существующего, вскрыл прежде всего Макс Шелер ("Liebe und Erkenntnis", в "Schriften zur Soziologie und Weltanschauungslehre", Bd. I, 1923); "порядок любви" (лат. ordo amoris), т.е. такой порядок, согласно которому человек уважает этические ценности (см. Этика) и сообразует с ними свое поведение, является самой значительной индивидуальной отличительной чертой его личности. С точки зрения Сартра, любовь по своему существу есть план, как заставить себя полюбить. Идеал, цель и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с тем оставлять ее невредимой: она должна сама побудить себя к тому, чтобы стать любовью. "Желать стать любимым - значит желать принудить другого все вновь и вновь создавать меня как условие своей свободы".


Так говорит о любви интернет-энциклопедия "Азбука веры":

Любо́вь – 1) одно из имен Божьих, отражающих одно из Его сущностных свойств и указывающих на то, что, с одной стороны, Бог есть Сам в Себе всесовершенная Любовь и с другой стороны, Он изливает любовь на Свое творение; 2) основополагающая христианская добродетель, «совокупность совершенства» (Кол. 3:14); 3) глубокое сердечное стремление одного лица к другому как к представителю противоположного пола; привязанность к кому-либо, чему-либо.

https://azbyka.ru/lyubov

Любовь не совместима с пристрастиями

Святитель Игнатий (Брянчанинов). "Отечник". Авва Исаия.

448. Доколе мы любим что-либо принадлежащее миру: дотоле любовь Божия не может обитать в нас. Засвидетельствовано это писанием. "Не можете, – говорит оно, – трапезе Господней причаститися и трапезе бесовской» (1Кор. 10, 21). «Кто возвестит вам место вечное? ходяй в правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды, и руцы отрясаяй от даров: отягчаваяй уши да не услышит суда крове: смежаяй очи да не узрит неправды. Сей вселится в высоце пещере, камене крепкаго: хлеб ему дастся, и вода его верна» (Ис. 33, 14–16).

567. Знамение Царского образа есть любовь, как объявил это Сам Господь, сказав: «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин.?13,?35). Но Божественная любовь не может пребывать в нас, если душа будет разделяться, и ища Бога, не оставит пристрастия к миру. Душа не сподобится духовного преуспеяния в Боге, связавшись чем-либо, принадлежащим миру; она не преплывет волнующегося моря страстей, если будет иметь недостаток в какой-либо добродетели; ей не пройти сквозь облако лукавых духов, если она не отвергнет все суетные попечения и пристрастия. Когда разрушится малейшая часть стены города, обнесенного отовсюду стеною; то враги, тщательно наблюдающие за городом, усмотрев пролом, входят посредством его в город.

Хотя бы стража и стояла при вратах города, но она не может уже защитить его; для этого необходимо исправление разрушившегося участка стены. Так и подвижник неспособен противостать врагам, если им обладает какая-либо страсть; ему не достигнуть Христианского совершенства.

О любви старец Иосиф Исихаст

Старец Иосиф Исихаст. "Изложение монашеского опыта". Послание исихасту пустыннику.

12. О любви

Старец Иосиф Исихаст

Так как мы написали уже много разного, чадо мое, то я, побуждаемый твоей горячей верой и благоговением, посчитал, что хорошо бы написать тебе немного и о любви из того, что я узнал от прежних преподобных отцов и чтения Писаний. Но, представляя высоту этой сверхъестественной благодати, я боюсь, что, может быть, не смогу осилить это слово. И все же, согреваемый надеждой на ваши святые молитвы, я это слово начинаю. Ибо как я могу, чадо мое, своей силой написать о столь великой благодати, которая превосходит мою силу? И каким языком следует мне рассказать об этом пренебесном наслаждении и пище святых Ангелов, пророков, апостолов, праведников, мучеников, преподобных и всего сонма, записанного на Небесах?

Истинно говорю, чадо мое, если бы я мог говорить языками всех людей от Адама, чтобы они мне помогали, то и тогда мне кажется невозможным, чтобы я смог достойно восхвалить любовь. И что говорю "достойно"? Ведь смертный язык ничего, ни единого слова не может сказать о любви, если не сам Бог, Самоистина и Любовь, даст нам силу слова, и мудрость, и ведение. И если Сам Бог и наш сладчайший Иисус Христос — Сам от Себя — не даст посредством человеческого языка Себя призывать и хвалить. Ибо Любовь есть не иное, как Сам Спаситель и Отец вкупе и Божественный Дух и сладчайший Иисус.

Подробнее: О любви старец Иосиф Исихаст

О любви старец Варсонофий

Симфония к беседам преподобного Варсонофия Оптинского.

ЛЮБОВЬ О ХРИСТЕ

Преподобный Варсонофий Оптинский

Ничего не может быть прочнее этой любви – любви о Христе.


Трудясь для своего спасения, человек очищает мало-помалу свое сердце, и вместо прежних зависти, ненависти и злобы в нем рождается любовь. Древние христиане жили в любви и согласии, все у них было общее. Апостолы ничего не имели, а достаточные приносили разные снеди, имущества к ногам Апостолов, те же раздавали всем нуждающимся. Собирались они вместе на вечерю любви и вкушали от предложенной трапезы; так и мы с вами вкусили сегодня. Я ничего не имею, но все усердствуют мне боголюбивые души, а я только разделяю эти дары между мирянами и монашествующей братией. Идет известный о. Григорий и, стучась к какому-нибудь иноку, передает приношение.

— О ком молиться? – спрашивает тот.

— Имена их Ты веси, Господи, – отвечает о. Григорий.

Подробнее: О любви старец Варсонофий

О любви старец Иосиф Оптинский

Симфония к письмам преподобного Иосифа Оптинского.

ЛЮБОВЬ

Выражать любовь надо молитвою и послушанием

Нежные чувства, может быть, и негреховные были, но предаваться им никогда не надо. Надо любовь молитвою выражать и послушанием, а не поцелуями.

Надо отличать любовь пристрастную от чистой любви

Пристрастная любовь различие имеет от любви чистой. Первая - со страстным чувством в сердце, с движением крови, с непристойными мыслями, а вторая - тиха и мирна. Где мир - там Бог, а где враг - там смущение.

"Хранит Господь вся любящие его"

Слава и благодарение Милосердному Господу за Его великую милость к вам и вашей обители, что от взрыва магазина обитель и здания монастырские нисколько не пострадали. На деле видим, что, по слову Псалмопевца, "хранит Господь вся любящие Его".

Старец Макарий о любви

Симфония к письмам преподобного Макария Оптинского.

ЛЮБОВЬ

Усматриваю из вашего устроения главное то, что вы не имеете душевного мира и спокойствия, при всех ваших мнимых высоких исправлениях, что самое вас и понудило иметь ко мне соотношение. Высокими исправлениями я почитаю любовь Божию, о коей вы неоднократно упоминаете, что любите Бога, и еще с таким уверением: "столь люблю Бога, что и описать не могу всего чувства". Но вы забыли то, что любовь есть верх совершенства и приобретается исполнением всех заповедей Господних, о чем Господь наш Иисус Христос научает: любяй Мя заповеди Моя соблюдает; а не любяй Мя заповедей Моих не соблюдает (Ин. 14, 21, 24), а святой апостол Павел описал нам свойства любви: любы долготерпит, милосердствует; любы не завидит; любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает (1 Кор. 13, 4—8). Ежели вы скажете, что свойства сии относятся к любви до людей, а я Бога люблю: но сему нельзя статься, чтобы без любви человеческой могли мы любить Бога! Свидетельствует о сем святый апостол Иоанн Богослов: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Его же не виде, како может любити? (1 Ин. 4, 20). Еще есть в числе заповедей Господних и сия: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10). Это есть смирение, без коего наши добродетели не могут быть Богу угодны. Но и любовь имеет с ним весьма тесный союз, так что одно без другого быть не могут. В вашем же устроении видны страх, сомнение и смущение, которых не могло бы быть при благоухании любви-смирения...

Подробнее: Старец Макарий о любви

Старец Амвросий о любви

Симфония к письмам преподобного Амвросия Оптинского

Любовь

Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: «Будите милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть» (Лк. 6, 36), и еще сказано в Евангелии: «Милости хощу, а не жертвы» (Мф. 12,7). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его — выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: «Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помнивши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф. 5, 23—24).


...Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь, как начало и конец всех добродетелей, требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и прежде всего требует глубокого смирения пред Богом и пред людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства — во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10). Любяй бо ближняго, говорит Апостол, весь закон исполни (Ср.: Рим. 13, 8). Если бы мы не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия.


Ради спасения человека из любви тако Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший, весь закон Свой основал на двух заповедях — любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Святой Иоанн Богослов говорит: «аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть» (1 Иоан. 4, 20). Также и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный. Признаки же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие: «любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется о неправде, радуется же о истине, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает» (1 Кор. 13, 4-8).

Подробнее: Старец Амвросий о любви

О любви из "Словаря библейского богословия"

ЛЮБОВЬ

«Бог есть любовь» — «Любите друг друга». Прежде чем достигнуть этой вершины НЗ-ого откр., ч-к должен очистить свое узкоч–ское представление о Л., дабы принять тайну Л. Божией — тайну, явленную крестной смертью Христа. Словом «любовь» обозначается множество различных явлений, плотских и духовных, эмоциональных и интеллектуальных, серьезных и легкомысленных, созидательных и разрушительных. Любят приятную вещь, животное, товарища по работе, друга, родителей, детей, женщину. Библ. ч-к знал все это на опыте. О чувствах такого рода говорится и в Бытии (ср Быт 2.23 сл.; 3.16; 12.10–19; 22; 24; 34), в истории Давида (ср 1 Цар 18.1 слл; 2 Цар 3.16; 12.15–25; 19.1–5), в Песне Песней и в ряде др. книг. Нередко эти чувства принимают греховную окраску, но чаще они отличаются прямотой, глубиной и искренностью, высказанными обычно в сдержанных и кратких выражениях.

Для Израильтян, мало склонных к отвлеченному мышлению, слова имели часто эмоциональную окраску: *познать уже значило и любить; их *верность общественным и семейным связям (хесед) была порывиста, непосредственна, великодушна (ср Быт 24.49; Ис Нав 2.12 слл; Руф 3.10; Зах 7.9). На языке ВЗ «любить» (евр. ахаб; греч. άγαπαν; между греч. словами, означавшими Л. LXX выбрали этот мало употребительный глагол, к-рый в НЗ получил исключительно религиозный смысл.) по своему значению столь же многогранно, как наше «любить».

Подробнее: О любви из "Словаря библейского богословия"

О любви из "Cокровищницы духовной мудрости"

Любовь

...Имеющий любовь далек от всякого греха (сщмч. Поликарп Смирнский, 94, 322).

***

...Познавший и возлюбивший союз любви должен воздерживать язык свой от злого раздора (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 197).

***

Любовь есть союз братства, основание мира, крепость и утверждение единства, она больше веры и надежды, она предшествует благотворению и мученичеству, она вечно пребудет вместе с нами у Бога в Царстве Небесном (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 302).

***

Отними у <любви> терпение, и она, как разоренная, перестанет существовать (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 302).

***

...Любовь может пребывать неизменно твердою, потому что умеет переносить все (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 303).

***

...Ради любви покоряется заповеданиям тот, кто находится в повиновении, и ради ее богатый и свободный делается нестяжательным и рабом, дабы попустить желающим иметь то, что принадлежит ему и его самого (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 83).

***

Начало греха есть похоть, через которую погибает умная душа. Началом же спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь (прп. Антоний Великий, 89, 90).

Подробнее: О любви из "Cокровищницы духовной мудрости"