Источником духовной прелести является гордость. Словарь В. Даля так говорит о гордости:

Гордость, гордыня, горделивость ж. качество, свойство гордого: надменность, высокомерие. Гордым быть, глупым слыть. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. В убогой гордости дьяволу утеха. Во всякой гордости черту много радости. Смирение паче гордости. 

Есть и другое значение этого слова из словаря Д.В. Дмитриева:

Гордость - чувство радости, глубокого удовлетворения, которое испытывают, когда видят чьи-либо или свои собственные успехи, достижения в какой-либо области, осознают исключительные достоинства, таланты, положительные качества, присущие кому-либо.

Также существует связь слова гордость со словами тупой, глупый. Так говорит об этом этимологический словарь Н.М. Шанского:

ГОРДЫЙ. Общеслав. Происхождение неясно. Большинством ученых считается родственным лат. gurdus "глупый", греч. bradys "ленивый". Требует дальнейших разысканий достойное внимания сближение некоторыми этимологами прил. гордый с горб и гора.

 

Следует заметить, что в то время, как первое значение слова "гордость" из указаннных двух (т.е. гордыня, высокомерие) является явно греховным, второе (т.е. чувство радости) может быть как греховным, когда радость связана с превозношением, самодовольством и т.п, так и не греховным, когда радость сопровождается только благодарением Богу за свои успехи без самодовольства.

На данном сайте, как это и принято в духовной литературе, у Святых отцов, в Библии слово гордость употребляется только в этом первом греховном значении, т.е. как высокомерие, самодовольство и т.п.

 

Так говорит о гордости святитель Игнатий Брянчанинов:

Гордость
Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

О лексическом значении слов "гордость" и "гордыня"

Вопрос читателя сайта pravoslavie.ru

Вопрос:

В Православном понимании слова "гордость" и "гордыня" имеют различное значение или являются синонимами? Спасибо.

Егор


Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Слова гордость и гордыня не только однокоренные, но и синонимичны. По свойству русского форма слова гордыня может означать непомерную гордость (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова). Встречающаяся в литературе попытка провести оценочное различие этих слов, по-видимому, возникло из-за изменений в русском языке. В современном светском словоупотреблении гордость часто рассматривается как положительное качество. Например: чувствовать гордость за свою страну. На языке духовном гордость  всегда является самой опасной страстью. «Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех гордость сердца» (преп. Антоний Великий). 

http://www.pravoslavie.ru/answers/6620.htm

Святитель Нектарий о гордости

Святитель Нектарий Эгинский. "Путь к счастью".

Святитель Нектарий Эгинский

Гордость ума – это сатанинская гордыня, которая отрицает Бога и хулит Духа Святого, и через это [делает человека] едва исцелимым. Это глубокий мрак, который не дает глазам души увидеть свет, и [в этом свете] встать на путь, ведущий к добру, к смирению, к Богу.

В отличие от нее, гордость сердца рождается не от сатанинской гордыни, но от различных внешних вещей и обстоятельств, например, от богатства, славы, чести, душевных или телесных дарований (ум, красота, сила, ловкость и т.д.). Все это делает людей надменными и глупыми, но не атеистами. Такие [люди] часто исправляются, по милости Божией, получая от Него вразумление и научение. Когда их сердца оказываются разбиты, они перестают надмеваться и искать славы, и тем самым исцеляются.

Ваш духовный труд состоит в том, чтобы наблюдать за своим сердцем. В нем скрывается гордость как ядовитая змея, эта страсть порождает множество зол, оскверняет всякую добродетель, отравляет все [в вас]. И на это диавольское зло надлежит обратить все свое внимание. Вы должны непрерывно следить день и ночь.

Полагаю, будет правильным сказать, что все наши духовные заботы следует направить на то, чтобы найти и убить [в себе] гордость и ее порождения. Если [мы сможем] избавиться от нее и воцарить в нашем сердце смирение, то получим все. Ибо там, где смирение, там поистине обитает Христос и там собираются все остальные добродетели.

О гордости из энциклопедии Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер. "Библейская Энциклопедия Брокгауза".

Гордость

в библ. текстах подразумевает высокомерие (Пс 100:5; Ис 13:11; Рим 11:20; 1 Тим 6:17).
Гордость, тщеславие, надменность. Все три слова (первое из к-рых в русском языке может иметь и позитивную окраску) в Библии всегда означают качество, противное Богу. Имеющиеся по этому поводу высказывания пр. Исаии (Ис 14:13 и след.) и Иезекииля (Иез 28:16 и след.) отцы Церкви относят еще и к сатане, падшему князю ангелов, "отцу лжи", к-рый, по словам Самого Бога, "не устоял в истине" (Ин 8:44). Это одно из самых глубоких и ярких изображений греховной Г., к-рое встречается в книгах пророков. Всякое стремление "быть, как боги" (Быт 3:5), "взойти выше звёзд" является, исходя из греч. слова гюперефания (Мк 7:22), "сверхвидимостью', т.е. ложью. Это стремление казаться больше, чем ты есть на самом деле, является первонач. грехом сатаны. В Иез 28:15 и след. недвусмысленно показано, в чем проявилось это первонач. падение: "Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор". Это же относится и к человеч. тщеславию, к-рое всегда является злом (Иак4:16), Человек часто расценивает Г. как "доблесть". Библия же ставит Г. в один ряд с богохульством (Мк 7:22; 2 Тим 3:2), а гордеца приравнивает к богоненавистнику (Рим 1:30)."Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем" (Притч 16:5). "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Пет 5:5; ср. Притч 29:23).

Высокомерные

Высокомерие - это порок, при котором человек имеет высокое мнение о себе из-за воображаемых или действительных заслуг и возвышает себя над другими. Высокомерный погрязает в себялюбии, превозносит себя, хочет везде попасть на первый план и привлечь внимание других к себе.

«Гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притч. 8, 13).
«Положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей» (Ис. 13,11).
«Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя» (Иер. 49, 16).
«Посмотри на все гордое и смири его» (Иов. 40,6).
«Погибели предшествует гордость, и падению - надменность» (Притч. 16, 18).

Что такое гордость ума и гордость воли

Архимандрит Келопа (Илие). Что такое гордость и из чего она рождается.

Архимандрит Клеопа (Илие)

Брат: Преподобный отче, прошу вас, скажите мне, что такое гордыня и какой она бывает?

Старец: Знай, брат Иоанн, что гордыня — это начало, корень и источник всякого греха и всякого беззакония. И поскольку ты спросил, какой она бывает, то знай, что, как говорит святой Григорий Двоеслов, «у гордыни пять ступеней, а чтобы понять эти ступени, надо сначала понять, что блага, которыми гордится гордый, также бывают пяти видов, а именно:

блага природные, то есть сообразительность, красота, храбрость и тому подобное;
второй вид — блага приобретенные, каковы знание, мудрость, мастерство и подобное им;
третий — блага случайные, каковы богатство, слава, должность и тому подобное;
четвертый — блага волевые,
пятый — блага духовные, то есть дар пророчества, чудотворений и тому подобное».

Итак, брат Иоанн, на первой ступени гордости стоит тот человек, который, обладая какими-нибудь из этих благ, не признает, что он получил их от Бога, а считает, что имеет их сам по себе, естественным образом.

Вторая ступень гордости — когда человек признаёт, что эти блага даны ему от Бога, но не даром, а потому, что они полагаются ему как якобы достойному того.

Третья ступень гордости — когда кто-либо думает, что он имеет какие-нибудь дарования, которых у него, однако, нет.

Четвертая ступень гордости — когда кто-либо порочит других и хочет быть почитаемым всеми, как более достойный, нежели они.

Пятая, и последняя, ступень гордости — когда человек доходит до того, что порочит священные законы и не подчиняется им так, как предписали святые отцы.

Знай еще, брат Иоанн, и помни, что у гордости есть двенадцать дочерей: тщеславие, любопытство, возношение ума, хвастовство, леность, дерзость, лицемерное исповедание, самооправдание, вероотступничество, своеволие, самочиние и полное свыкание с грехом.

Подробнее: Что такое гордость ума и гордость воли

О гордости из отечника

Евергетин. Том 3.

4. Из Отечника

   Сказал авва Исидор: «Если вы совершаете подвиг по закону Божию, то не надмевайтесь, когда поститесь. Если вы постом гордитесь, то какая будет от него польза? Полезнее человеку есть мясо, чем поститься в надменности и кичливости».

   2. Старцы говорили: «Если ты увидишь юношу, который по собственной воле восходит на небо, удержи его за ногу и повергни вниз. Это ему будет полезно».

   3. Три брата как-то пришли к старцу в Скит. Один сказал:
   - Авва, я знаю Ветхий и Новый Завет наизусть.
   - Ты наполнил воздух словами, - сказал старец.
   - А я, - сказал другой, - переписал Ветхий и Новый Завет для себя.
   - А ты, - сказал старец, - наполнил полки свитками.
   - Мой котел зарос сорняками, - сказал третий.
   - Ты отогнал от себя гостеприимство, - сказал старец.

   4. Старец вспоминал: «Как-то я беседовал с одним старцем, а к нему пришла дева и сказала:
   - Отче, я постилась шесть дней в неделю в течение двухсот недель и выучила наизусть Новый и Ветхий Завет. Что мне еще осталось сделать?
   - Принимаешь ли ты после этого унижение за честь для себя? - спросил старец.
   - Нет, - ответила она.
   - А ущерб как выгоду, а странника как кровного родственника и нужду как богатство?
   - Нет, - ответила она.
   - Значит, - сделал вывод старец, - ты не постилась шесть дней в неделю, не выучила Ветхий и Новый Завет и обманываешь сама себя. Иди и трудись, а пока ты не достигла ничего.

Подробнее: О гордости из отечника

Святитель Иоанн Златоуст о гордости

Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста. Гордость.

Один мудрый муж сказал: начало гордости — удаление человека от Господа (Сир. 10, 14). Диавол, не бывший прежде диаволом, не был бы низвержен и не стал бы диаволом, если бы не заболел этой самой болезнью. Она лишила его прежнего достоинства, она низвела его в геенну, она послужила для него причиной всех зол. Порок этот может сам по себе повредить всякую добродетель души — милостыню ли, молитву ли, пост или что-либо другое. Ибо сказано, что высокое у людей не чисто пред Господом. Не блуд только и не прелюбодеяние оскверняет тех, которые предаются ему, но и гордость, и даже гораздо больше. Почему? Потому что блуд хотя и не простительное зло, по крайней мере, иной человек может сослаться на пожелание, а высокомерие не имеет никакой причины, никакого предлога, под которым заслуживало бы хоть тень извинения; оно есть не что иное, как развращение души и самая тяжкая болезнь, происходящая не от чего другого, как только от безрассудства. Подлинно, нет безрассуднее человека высокомерного, хотя бы получил он обширное внешнее образование, хотя бы поставлен был на высшей ступени власти, хотя бы имел у себя все, что для людей кажется завидным. Ибо если гордящийся действительными преимуществами жалок и несчастен и теряет награду за все свои совершенства, то не смешнее ли всех надмевающийся ничтожными благами, тенью и цветом травы (такова слава этого века), — так как он поступает подобно тому, как если бы бедняк, нищий, постоянно удручаемый голодом, случайно в одну ночь увидел приятный сон и тем стал бы тщеславиться? Жалкий и несчастный! Душу твою снедает жесточайшая болезнь, и ты, убогий крайним убожеством, мечтаешь, что у тебя столько и столько-то талантов золота и множество прислуги? Да это — не твое. А если не веришь моим словам, то убедись опытами бывших прежде богачей. Если же ты так споен, что не вразумляешься приключениями других, то подожди немного, — и ты узнаешь собственным опытом, что нет для тебя никакой пользы от этих благ, когда, при последнем издыхании, не будучи властен ни в одном часе, ни в одной минуте, ты невольно оставишь их окружающим тебя людям, и, что нередко случается, людям таким, которым ты и не хотел бы оставить (1).

Подробнее: Святитель Иоанн Златоуст о гордости

Что значит выражение, что гордых исправляет только Бог

Вопрос схиархимандриту Аврааму (Рейдману). Беседа в Свято-Игнатьевском скиту Ново-Тихвинского женского монастыря, 1 мая 2003 года.

Вопрос. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что блудных могут исправлять люди, лукавых — ангелы, а гордых — только Сам Бог. Как это понимать? Кажется, что все страсти может исцелить только Господь.

Ответ. Я думаю, эти слова надо понимать в таком смысле: гордость — это такая страшная страсть, что люди здесь ничем помочь не могут. Если подвижник стремится к тому, чтобы преодолеть свою страсть, молится, кается, другими словами, противится гордости, тогда только она и умаляется. И никакой мудрый совет, никакие ограничения, налагаемые на горделивого человека, не помогут. Например, человека, подверженного блудной страсти, можно ограничить в общении с противоположным полом, наложить на него пост, заставить делать поклоны, научить его следить за блудными помыслами. А гордость даже заметить очень трудно: человеку представляется, что на самом деле это и не гордость, а правильный взгляд на вещи.

http://www.sestry.ru/church/content/library/blagaja_chast/87_chapter/view

Старец Паисий о гордости

Старец Паисий Святогорец. "Письма".

Гордость

Самым большим гордецом является не тот, кто с гордостью хвалит себя, но тот, кто хвалится своим смирением.

Тот, кто оправдывает себя, когда грешит, превращает свое сердце в пристанище для бесов и будет грешить еще больше и разрушать себя своим эгоизмом, если не сокрушит свое "я". Тот, кто оправдывает свои страсти, постепенно впадает в тяжкую болезнь, и тогда его выдает кашель [1].

Тот, кто не осознает своей греховности и гордится, страдает от двух болезней (духовных): от чесотки и лишая [2]. Как бы он ни хотел скрыть свои раны и выглядеть прилично — зуд все равно будет его мучить, он будет чесаться и этим выдаст себя.

Не терпящие замечаний даже от людей, которые их любят, терпят насмешки со стороны людей, мыслящих по - мирски, и в конце концов остаются кривыми брусьями и сами делаются духовно непригодными, как кривые доски, которые не поддаются рубанку столяра и не могут быть использованы для изготовления мебели, но заканчивают тем, что их используют для заливки бетона или для строительных лесов, так что их топчут ногами и пачкают, пока они не испортятся и не окажутся в огне.

Очень гордый, особенно если он гневлив, не получает пользы даже от очень смиренного, когда тот перед ним смиряется, но становится в большинстве случаев более наглым, хотя даже диавол исчезает перед лицом смирения. Поэтому божественная благодать уходит от гордого и переходит к смиренному.

Подробнее: Старец Паисий о гордости

О гордости и смирении

Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева).

22.11.1955 г.

Cхиигумен Иоанн (Алексеев)

Некий мудрый старец увещевал гордящегося брата, но сей ответил ему "Прости меня, отче, я не горд". Мудрый старец возразил ему: "Чем же ты яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд?".

Да, гордость слепая сама себя не видит, гордость изобретение дьявольское. Вот исчаде ее: гнев, клевета, раздражительность, лицемерие, ненависть, прекословие, непокорность; она крепко настаивает на своем мнении, трудно подчиняется другим, замечаний не терпит, а сама любит делать замечание другим, слова выбрасывает не осмысленно: она не имеет терпения, чужда любви, дерзка даже до нанесения оскорблений, стремление к власти; гордые очень страдают хульными помыслами. Написал кратко на основании святоотческого учения.

Теперь сообщу о смирении. О блаженное смирение, ты божественно, ибо преклонило небеса и воплотилось в человечество и грехи всего мира пригвоздило ко кресту. Душа моя трепещет, как я могу сказать что-нибудь о величии твоем?

Подробнее: О гордости и смирении

О безумной гордости

Лествица. Слово 23. О безумной гордости.


1. Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.

2. Начало гордости - корень тщеславия; средина - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.

3. Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Боже, благодарю Тя (Лук. 18, 11).

Подробнее: О безумной гордости

О гордости психолог Вячеслав Боровских (видео + текст)

Психолог Вячеслав Боровских о гордости как причине неврозов (телепрограмма “Первая натура”).

Часть 1.

Здравствуйте. Это вновь программа о душевном здоровье. Итак, мы говорим о гордости. Что же это за проблема такая и как нам ее узнать? 

Ко мне, как к врачу, в последнее время чаще всего обращаются люди, страдающие неврозами. Неврозы – это такая душевная патология, которую сейчас мало кто знает в психиатрии. Сюда относятся различного рода страхи, тревожные состояния, навязчивые состояния, навязчивые мысли, навязчивые действия. Сюда относятся астено-депрессивные расстройства, когда человек очень быстро утомляется, и у него падает фон настроения, и ему становится все безразлично, он впадает в апатию. Это самая распространенная на сегодняшний день психическая патология – неврозы. Но не понимая истинной причины этих неврозов, психиатрия пытается от них отстраниться. Они и названы-то “неврозы” – на мой взгляд, очень неудачно, и предполагает это название то, что расстраивается нервная система. Она расстраивается, конечно, но вторично. А сама вся эта группа заболеваний была отнесена в так называемую пограничную патологию, отделена искусственно от психиатрии, потому что там нет психозов, нет психопродукции, человек критичен, он понимает, что с ним происходит какая-то беда, но сам ничего поделать не может – человек утратил самообладание, он сам себе не хозяин. И вновь появившаяся наука психотерапия активно взялась за эту патологию и пытается этим людям помогать. Но как мы видим, светский подход психотерапии – он тоже малоэффективен. Он может временно облегчить состояние невротику. Но избавить его от этой проблемы, исцелить, восполнить этот недостаток, который образовался в человеческой воле и в человеческих чувствах, никакая психотерапия, основанная на рациональном подходе к человеку, не может.

Подробнее: О гордости психолог Вячеслав Боровских (видео + текст)

Против гордости

Пролог в поучениях. Против гордости.

(Слово св. отца Евагрия о гордости. Прол. янв. 11)

Преподобный Евагрий, в слове о величании, для того, чтобы отвлечь нас от пагубного порока гордости, говорит, между прочим, следующее: "душа гордого всегда держится худых помыслов, а чрез это человек впадает во глубину зол. Как камень, отторгнувшийся от скалы, немедленно падает вниз, так и гордый, отступивши от Бога, еще скорее камня падет... Плод гнилой не приносит пользы земледельцу, и добродетель гордого неугодна Богу... Душа гордого удалена бывает от Бога и доставляет радость одним бесам... Гордость с неба низринула денницу, и он, как молния, пал на землю.

Для нашего назидания, отнесемся внимательно, братие, к словам Преподобного и посмотрим, есть ли правда в них.

Прежде всего Евагрий, как вы слышали, говорит: душа гордого всегда держится худых помыслов, а чрез это человек впадает во глубину зол. Эти слова Преподобного, как истину, доказывает собою всего убедительнее Вавилонский царь Навуходоносор. Ослепленный гордостью, он в своих помыслах считал себя счастливейшим из смертных, всю власть и силу во всем себе приписывал и хулил Бога еврейского. Чем же кончилось? Тем, что, согласно с словами Евагрия, и падь он во глубину зол. Раз, когда, смотря на Вавилон, Навуходоносор величался им, как делом рук своих, его поразил осуждающий глас с небес; и с сей минуты, лишенный ума, удаленный от престола и общества человеческого, подобно волу, семь лет питался он травою.

Подробнее: Против гордости

О духе гордости

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. "Писания".

Книга двенадцатая. О духе гордости.

Глава 1

Восьмой и последний подвиг предлежит нам против духа гордости* (*Гордость (superbia) есть беспорядочное пожелание собственного превосходства или возвышения Superbia происходит от superbeo, superbire — идти, поступать выше себя, выше своей меры или состояния, или выше других, хотеть казаться выше, нежели каков есть на самом деле). Эта страсть хоть и ставится последней по времени борьбы с пороками и по порядку исчисления, но по важности и по времени происхождения она первая: этот зверь самый лютый, свирепее всех предыдущих, искушает особенно совершенных и почти уже поставленных на вершине добродетелей губит жестоким угрызением.
 
Глава 2. Два рода гордости

Гордость бывает двух родов: один, как мы сказали, искушает мужей духовных и высоких, а другой — новоначальных и плотских. И хотя тот и другой род гордости вдыхается вредным возношением как пред Богом, так и перед людьми, однако тот первый особенно относится к Богу, а второй касается собственно людей. Начало гордости второго рода и средства по силам, при помощи Божией, исследуем в конце этой книжки (гл. 24); а теперь мы намерены немного сказать о первой гордости, которой искушаются особенно совершенные.

Подробнее: О духе гордости

О превозношении своими подвигами

Евергетин. Том 3.

2. Из жития святой Синклитикии

Блаженная Синклитикия говорила пришедшим к ней сестрам: «Все мы должны бояться двух страшных вещей: возвращения по малодушию к прежнему состоянию, поддавшись натиску врага, и опасности сойти с нашего поприща под действием дьявольских устрашений. Дьявол будет тянуть нас к себе, назад, если увидит, что душа медлительна и ленива; а если она, как кажется, усердна в подвиге, то станет потихоньку незаметно проникать в нее, пока, в конце концов, совсем не погубит, заставив впасть в гордыню.
   Гордыня - последнее оружие врага. Она превосходит всякое другое средство в борьбе с нами. Даже его самого с неба свергла гордыня. Поэтому этим оружием он и пытается уничтожить самых сильных людей. Воины, один вид которых наводит страх, действуют обычно так: когда они израсходуют все стрелы, но не смогут отразить врагов, тогда достают кованый меч. Так и дьявол, опустошив свой колчан, сверкающим лезвием крайней гордыни рубит подвижника.
   Каковы же первые стрелы врага? Страшны чревоугодие, сладострастие, блуд. Ими он поражает самых юных. За ними следуют сребролюбие, стяжательство и тому подобные страсти. Когда подвижник справится с ними по благодати Божией, тогда лукавый, не находя других средств, внушает ему помысел превозношения и возвеличивает его безудержно, чтобы тот кичился перед братьями. Он заставляет его воображать, будто он понимает то, что многим неведомо, превосходит многих в посте, бдении и прочем подвиге и что множество других его благодеяний даже исчислить невозможно.

Подробнее: О превозношении своими подвигами

Гордость - начало греха

Архимандрит Софроний (Сахаров). "Старец Силуан".

«Враг пал гордостью». Гордость — начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот — искание покончить жизнь, и, наконец, что нередко, полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными.

Не все указанные признаки могут характеризовать того, кто «прельстился» демоническими помыслами, или видениями, или «откровениями». У иных преобладает мегаломания, славолюбие и властолюбие; у иных — тоска, отчаяние, скрытое беспокойство; у иных — зависть или мрачность и ненависть; у многих — плотская похоть. Но у всех непременно будут воображение и гордость, могущая скрываться под видом даже последней приниженности.

Как отличать тщеславие от гордости

Вопрос:

Как отличать тщеславие от гордости, уныние от грусти и скорби?

Татьяна Новикова

 


Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Святые отцы, располагая восемь губительных страстей по мере их возрастающей опасности, тщеславию отводят седьмое место, а гордости – восьмое. Генетически связанные, они «венчают» список главных духовно-нравственных пороков. Преподобный Макарий Великий говорит, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят друг от друга: «все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты. Так и с противной стороны, худые дела зависят одно от другого: ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия» (Духовные беседы. Беседа 40.1). Тщеславный услаждается своими реальными или мнимыми достоинствами и успехами, однако в его душе, несмотря на недостаток любви к Богу и неблагодарность к Нему, еще может остаться место для веры. Гордый же человек проявляет прямое и сознательное пренебрежение к Божественной славе. Об этом пишет преп. Иоанн Лествичник: «Начало гордости – корень тщеславия; средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божие помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав» (23:2).

Уныние занимает шестое место в восьмичисленном списке страстей, ведущих к духовной смерти. Началом его является маловерие. Если оно овладевает человеком, то постепенно угасает в нем вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, и человек приходит в отчаяние. Уныние – вид тяжелой духовной болезни. Грусть же и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на многотрудном земном пути. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33).

http://www.pravoslavie.ru/answers/041126113743.htm

Не должно делать добрых дел по гордости

Пролог в поучениях. Против самомнения и самохвальства.

(Из повести св. Феодора, епископа Едесского, о столпнице дивнем, иже во Ефесе)

Духовная гордость губит многих. Из-за нее люди не только часто лишаются награды за свои добрые дела, но и навлекают на себя гнев Божий. Видов этой гордости много и перечислить их трудно. Для примера возьмем один следующий. "Ах, говорит иные, какие все ныне живут бессердечные богачи: слез у бедных не отирают, любви к ближним не имеют! Что если бы я был богат? Сколько бы призрел вдов и сирот! Сколько бы сделал добра!" И что же? Случается иногда, что и действительно такому человеку богатство попадает и действительно он из него и добра немало делает. Но как? Непременно с мыслью: "вот я каков! несмь якоже прочии человецы!" А чрез эту фарисейскую хвастливость добро его уже и перестает быть добром в очах Божьих.

Подробнее: Не должно делать добрых дел по гордости

Что такое гордыня

Священник Александр Ельчанинов. "Демонская твердыня".

Часть 1 - отличительные свойства гордыни

Священник Александр Ельчанинов

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить - высокомерие, надменность, чванство, - все это разные виды одного основного явления - «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других - что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных - серьезными, рассеянных - сосредоточенными, обжорливых - воздержанными, и т.д. - все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все..... только мелкие грехи..... никого не убил, не украл».

Подробнее: Что такое гордыня

О гордости из библейского словаря

Библейский словарь пастора Б. Геце

ГОРДОСТЬ

воспрещена. Втор. 17, 13. 1 Цар. 2, 3. Притч. 3, 5-7; 27, 2. Еккл. 7, 16. Иер. 9, 23; 13, 15. Рим. 12, 3. 16.
... есть грех. Притч. 21, 4. Иак. 4, 16.
... Бог ненавидит. Притч. 6, 16. 17; 8, 13; 16, 5. Амос. 6, 8. Лук. 16, 15.
... осуждена Христом. Мат. 20, 26. Марк. 9, 35; 10, 43. 44.
... происходит из сердца. Марк. 7, 21-23.

Подробнее: О гордости из библейского словаря

Гордость у детей

Протоиерей Владимир Башкиров. "Страсть гордости в детях и приемы борьбы с ней".

Протоиерей Владимир Башкиров

Мы с вами уже говорили о самолюбии, и назвали его корней всех страстей.

Так вот самым первым его порождением является страсть гордости[1]. Она так связана с самолюбием и близка к нему по своим проявлениям, что отличается от него только более обостренной и резкой формой. Самолюбивый человек хочет пользоваться другими людьми как средством для самоутверждения и, следовательно, считает их все-таки нужными и полезными. Гордый же мечтает о своем решительном и несомненном превосходстве над всеми людьми, о своей полной независимости от них. Он стремится к полному подчинению их себе, к господству над ними, почему гордость и называется причиной и основанием других страстей[2]. Вот они:

- гнев и раздражительность, из которых - неприязнь, злопамятность, вспыльчивость, грубость, дерзость, мнительность, драчливость. Отсюда же обиды, ссоры, споры;

- тщеславие, властолюбие, высокомерие, зависть, а от нее злоба, ненависть, злорадство, осуждение, злые насмешки;

-лукавство, притворство, ложь, обман, болтливость, пустословие и многословие[3].

Подробнее: Гордость у детей

Самомнение

Из книги игумена Митрофана "Помоги, Господи, изжить гордыню".

Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Самомнение.*

Несмь, якоже прочии человеци!
(Лк. 18, 11)

Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов

...Сегодня в лице фарисея дано нам предостережение об одном страшном враге нравственного развития и всей духовной жизни человека; этот враг — самомнение. Чем оно, так сказать, искреннее, то есть чем больше человек сам верит в свои достоинства и заслуги, тем оно опаснее и гибельнее. Молодым людям нашего времени, страдающим именно самомнением и самовозвеличением, почитающим себя солью земли, цветом интеллигентности, обновителями и руководителями жизни, по самомнению нетерпимым ко всем с ними несогласным, особенно полезно вдуматься в эту страшную болезнь духа. Ведь и в теле самая опасная болезнь та, которую человек не сознает и не замечает, и поэтому не предпринимает против нее никаких мер...

Притча о мытаре и фарисее рисует пред нами самомнение в живом и наглядном образе. Послушайте, как выхваляет себя фарисей пред Богом. Несмъ, якоже прочии человеци! Он лжет? Притворяется? Едва ли. Ибо нельзя же, в самом деле, думать, что можно обмануть Бога. Нет, он, по-видимому, искренно уверен и убежден в своей безгрешности и безупречности.

Подробнее: Самомнение

Гордость – грех сатаны

Священник Павел Гумеров. "Восемь смертных грехов и борьба с ними. Гордыня."

Священник Павел Гумеров

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Подробнее: Гордость – грех сатаны