О сайте

Духовная прелесть (от слов "прельщение", "лесть") - очень опасное последствие действия греховных страстей гордости и тщеславия в человеке. Это ложное духовное состояние, духовное заболевание, плотское мудрование (Рим. 8:6) и лжеименный разум (1 Тим. 6:20), "повреждение естества человеческого ложью" (Святитель Игнатий Брянчанинов), ложное видение себя и своих поступков: прелесть есть усвоение человекомъ лжи, принятой имь за истину (Святитель Игнатий Брянчанинов). Если рассматривать термин "духовная прелесть" в широком смысле, то в состоянии прелести находятся все люди, только в разной степени, хотя бы уже в том, что постоянно грешат и не каются, не видя своих грехов и считая себя свободными от прелести. Одна из крайних форм такой прелести в широком смысле - не видеть у себя ни одного греха. В узком смысле слова крайняя форма прелести - это когда человек считает себя святым, старцем, достигшим духовных успехов человеком, откуда возникает такое явление как "младостарчество". Чем ближе человек к Богу, тем лучше он видит свои грехи, думает про себя "я хуже всех", поэтому истинно святой подвижник никогда себя таковым не считает.

Другое явление, которому посвящен отдельный раздел на сайте, это утаивание грехов на Исповеди. Оно на первый взгляд не связано с прелестью. Но на самом деле бывает, что человек сначала утаивает грехи, а потом впадает в сильную прелесть. Также утаивание грехов само можно было бы назвать разновидностью прелести в том смысле, что оно основано на ложном мнении, что утаить грех лучше, чем исповедать и получить прощение от Бога. Особенно серьезные последствия может иметь утаивание грехов и помыслов от духовного отца для людей, ведущих монашеский образ жизни. Хотя Святые Отцы и говорят, что исповедовать нужно не все помыслы, а только долго остающиеся и борющие душу, но если как раз такой повторяющийся помысел систематически умалчивать, душа получает большой вред. Иногда после этого следует впадение в самомнение и прелесть ложных видений, а потом - совершение самоубийства. Например, о подобных случаях рассказывал ученикам известный афонский подвижник Иосиф Исихаст.

Целью создания данного сайта является описание указанных духовных явлений на основе преимущественно слов Святых отцов и современных подвижников благочестия с тем, чтобы дать читателю некоторое начальное представление о подобных явлениях. Конечно, знание информации об этих состояниях не дает гарантии от впадения в них, точно так же, как вообще простое теоретическое знание каких-либо богословских истин без исполнения их на деле не ведет человека к спасению. Даже если какой-либо человек сам впал один раз в такое состояние сильной прелести и потом с Божией помощью вышел из него, то думать, что он уже приобрел знания и достаточный опыт и больше не впадет опять - это самомнение, незнание себя и своей удобопреклонности к греху. Например, преподобный Силуан Афонский был в прелести не один раз, а два. Но все же знание информации о прелести иногда может помочь увидеть ее у себя, пока прелесть еще не приняла крайние формы. В частности, такая ситуация описывается в одном из приведенных на данном сайте примеров, когда обычный человек, даже не монах и не особенно церковный, сам увидел у себя признаки сильных внушений демонов, вспомнил то, что знал о прелести, и обратился к священнику за помощью.